Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре.

  • Стоимость: $7.52

Почему шунт, а не клещи? Ну, во-1-х, это не недешево. А во-2-х, простой шунт может то, что не могут даже дорогие клещи для неизменного тока.

Но обо всем по порядку.

Если кто не понимает, что такое шунт:
Шунт — это такое электронное сопротивление, обычно весьма малеханького номинала. Оно врубается поочередно в электронную цепь. Когда по цепи с шунтом течет ток, на концах шунта возникает разность потенциалов — напряжение. Оно пропорционально произведению сопротивления шунта и протекающего по нему току. Cопротивление не много, так что шунт фактически не оказывает воздействие на протекающий через него ток. А вот напряжение на концах можно измерить неплохим милливольтметром. По этому напряжению, зная сопротивление шунта, и вычисляют проходящий по цепи ток. Для этого употребляется закон Ома: I = U/R.

Приехал шунт в небольшом пакетике, ничего такого особенного, даже фотографировать не стал. Сам шунт — увесистая железка, вот таковая:

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

С одной стороны выбито заглавие: FL-2/0.5.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

С иной стороны — номинальный ток и напряжение на шунте при всем этом токе: 100А и 75 мВ.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Это не означает, что при 101А он расплавится либо взорвется. Давайте посчитаем мощность, выделяемую шунтом:

P = I*U = 100*0.075 = 7.5 Вт.

Много, но краткосрочные пики тока в два и трижды больше номинала, при таковой массе и размерах шунта, не приведут к приметному нагреву и дрейфу черт.

Хотя, для шунтов обычно употребляется сплав манганин. Он состоит из меди, марганца и никеля и характеризуется очень малым температурным коэффициентом сопротивления. Так что маленький нагрев шунту не повредит.

Манганиновая пластинка у моего шунта была надрезана в 3-х местах. Возможно, ее сопротивление юстировали. Темный лак незначительно облупился, но наружный вид в таковых штуках — не основное.

Как и во всех солидный шунтах, здесь 4 вывода: два — для подключения силовой цепи и 2 — для подключения щупов милливольтметра. Под два винта я установил клеммы, в которые комфортно вставлять щупы тестера.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Давайте поглядим, как шунт работает:

Блок питания выдает 10А, на шунте падение напряжения 7,4 мВ.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Токовые клещи незначительно уточняют измерение: 7,37 мВ при 10 А. Я еще пользовался посторонним амперметром, результаты приблизительно те же: 7,4мВ при 10А.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Соответственно, при 100 А напряжение будет 74мВ.

Сейчас самое время испытать шунт на практике. Для этого к силовому винту подсоединил клемму для авто аккума.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Силовой провод «массы» кара я прикрутил к второму силовому винту. К измерительным винтам подключил осциллограф. 1-ый канал — к шунту, 2-ой — к клеммам аккума. Вышло вот так:

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Все, можно крутить движок стартером!

Вот что у меня вышло:

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Давайте поглядим пристально на осциллограмму:

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Это 1-ая прокрутка. Она продолжалась наименее полутора секунд и не закончилась пуском.

Желтоватая кривая — напряжение аккума. Стоимость деления по вертикали — 2 вольта. По горизонтали — полсекунды.

Голубая кривая — напряжение на шунте. Стоимость деления — 50 мВ.

Видно, что сначала прокручивания напряжение, снятое с аккума, резко падает на 2,4 вольта. А напряжение шунта вырастает на 25 мВ. Это приблизительно 34 ампера, ток идет на втягивающее реле. Через 100 мс резкий рост до 185 мВ — ток начал двигаться на электромотор стартера. Ток этот 185/74 = 250 ампер.

Самое начало пуска — не самый соответствующий момент для всего процесса: с одной стороны, давление в цилиндре, где такт сжатия, быстрее всего уже ушло, так что вращать обязано быть легче. С иной стороны, стартер преодолевает силу трения покоя, которая больше, чем сила трения движения, плюс момент инерции крутящихся масс, плюс завышенный ток в обмотках стартера из-за низких его оборотов.

Так что 1-ые четверть оборота лучше исключить из рассмотрения. Перейдем ко второму цилиндру и второму всплеску на графиках.

Здесь же все по-честному: 230 мВ с шунта при просадке напряжения на 2,45 вольта. Считаем: 311 ампер выходит.

Что нам дает эта цифра? А вот что: стартер — самая верная нагрузочная вилка для вашего аккума. Мы знаем напряжение, мы знаем ток, мы можем посчитать его внутреннее сопротивление:

r = U/I = 2,45/311 = 7,9 мОм.

Это близко к измерениям сопротивления (7,62 мОм), которое я делал в осеннюю пору особым устройством.

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Этот устройство употреблял очень опосредованный метод измерения. Там внутреннее сопротивление батареи оценивалось по ее импедансу по переменному току.

2-ая попытка пуска:

Шунт на 100А и два потаенных познания о вашем каре. Обзор Автогаджетов

Сейчас движок запустился опосля полутора оборотов. В цилиндре, который находился в такте сжатия, сохранялось давление — это видно по всплеску тока. Опосля пуска мотора напряжение на аккуме здесь же повысилось больше прежнего, по шунту начал двигаться маленький ток зарядки. Через две с четвертью секунды я движок заглушил.

Итак. По осциллограмме тока и напряжения в момент пуска мотора мы можем судить о состоянии аккума. Это самый четкий и конкретный метод оценить его состояние.

2-ой параметр, который мы можем оценить лишь отменно — состояние цилиндро-поршневой группы и клапанного механизма. Вот здесь: http://www.ardio.ru/relkompr.php на данную тему есть подробный текст. А коротко могу сказать, что по равномерности всплесков тока во время прокручивания мотора стартером можно судить о компрессии в цилиндрах без компрессомера. Да, четкого значения из графика не вывести, но нередко это и не надо. Довольно зафиксировать только провал в осциллограмме, чтоб уменьшить огромное количество вероятных диагнозов до поиска определенного цилиндра с упавшей компрессией.

В конце концов, подсчитав площадь под графиком, можно вычислить, сколько ампер-часов емкости аккума потребляет любой пуск. Это никчемная, но любознательная информация. Я поступил кустарно — залил пространство под графиком черным цветом, над графиком — белоснежным, позже уменьшил картину до размера в 1 пиксель и поглядел цвет пикселя. У меня вышел цвет с яркостью 157/255 = 0,62. Наибольший ток был 311А, а означает средний — 311*0,62 = 193 А.

Конкретно этот ток необходимо подставить в формулу Пейкерта, германского ученого, который вывел зависимость емкости аккума от разрядного тока.

E = En(In/I)^(p-1),

где:

Е – настоящая емкость аккума,

En — номинальная емкость,

In — номинальное значение разрядного тока, при котором установлена номинальная емкость.

p — число Пейкерта, для авто свинцово-кислотных АКБ лежит в границах 1,15-1,35.

У меня вышло, что на сто процентов заряженный аккумулятор сумеет прокручивать стартер порядка 6 минут. Но это если он новейший и емкость добросовестная. А потому что мой аккумулятор при разряде на лампочку показал всего 20 Ач емкости, то делим на три.

Вот такие выводы можно сделать из обычного шунта.

Продукт предоставлен для написания обзора магазином. Обзор размещен в согласовании с п.18 Правил веб-сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 − 1 =