Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240)

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Проверка на простом щите датчика абсолютного давления кара Daewoo Lanos.

Параметр, который производители почему-либо не указывают: чувствительность ДАД (мВ/кПа).

1. А для чего всё это?

При выполнении диагностики авто параметр «Абсолютное давление в коллекторе» измеряется датчиком абсолютного давления (ДАД).

Обычно, сервисмены считают, что ДАД исправен.

И если давление в коллекторе различается от нормы (около 30..40 кПа abs.), начинается поиск утечек, подмена прокладок и т.д.

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Но если неисправен ДАД, находить утечку можно длительно…

Иными словами, в одном уравнении ДВА неведомых.

2. Ликбез: абсолютное, лишнее и дифференциальное давление.

Ссылка на источник

99% измерений давления — это измерения лишнего давления (относительно атмосферного).

Давление в колёсах тс, велосипедов, давление крови — это всё примеры лишнего давления.

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Для неких задач (коммерческий учёт в индустрии, в автомобилестроении и др.) требуется измерение абсолютного давления.

Дифференциальное давление – различие в давлении меж 2-мя пт. Если «минусовой» штуцер датчика дифференциального давления отставить открытым, то датчик будет обыденно определять лишнее давление.

Атмосферное давление — принято определять в мм. ртутного столба (абсолютное давление).

Обычным атмосферным давлением принято считать давление в 760 мм рт.ст.

Эти мм.рт.ст. можно перечесть в любые остальные единицы давления:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Калькулятор «не разбирается в тонкостях», т.е. ему без различия, какой тип давления пересчитывает юзер.

760 мм рт.ст (abs.) = 101,33 кПа (abs.)

Никто никогда не пишет, что атмосферное давление — это абсолютное давление. Это как само собой разумеющееся.

Сказать честно, физики очевидно перемудрили с многообразием единиц давления:

1 атм (техн.) = 98,07 кПа

1 атм (станд.) = 101,33 кПа

Для предстоящего упрощения расчётов принимается упрощение:

атмосферное давление (abs.) = 100 кПа (abs.) = const

Тогда можно применять табличку соответствия:

0 кПа (abs.) = -100 кПа (изб.)

50 кПа (abs.) = -50 кПа (изб.)

100 кПа (abs.) = 0 кПа (изб.) = 1 атм

Дальше я буду применять минусовое давление заместо абсолютного,

т.е. вакуум (разрежение).

Утрированно, вакуум — это лишнее давление, но со знаком минус. ))

3. Устройство датчиков абсолютного давления. Читаем античные даташиты.

Если «отъехать» вспять во времени лет так на 30, когда датчики давления, использующие принцип тензометрического моста, лишь начали обширно применяться, брендов, выпускающих тензомосты, было незначительно.

Компания Motorola в 1990-х выпустила целую линейку дешевых датчиков давления для неагрессивных сред (воздух, инертные газы и подобн.).

Эталоном де-факто для датчиков с вольтовым выходом была (и есть) серия MPX5100хх.

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Более комфортным для разных устройств оказался корпус «867C».

К слову, в схожих корпусах выпускались линейки датчиков MPX2100xx и остальные.

В те годы я работал на НПП «Микротерм» в отделе разработки преобразователей давления, потому «близко познакомился» с датчиками давления различных производителей.

С сопроводительной документацией у Motorol-ы было всё супер, что весьма помогало в работе.

Система базисного детектора 5100А:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Зелёным цветом показана вакуумная камера, заключённая меж чувствительной мембраной (верхней на рисунке) и нижней мембраной.

Объём вакуумной камеры — всего несколько куб.мм.

Довольно только мельчайшей утечки, и вакуум… испарится, как белоснежный дым из микросхемы.

Электрически датчик будет исправен на 100 %, но демонстрировать он будет не abs. давление, а погоду на Марсе.

Выходное напряжение датчиков MPX5100xx — линейная зависимость от давления:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

В случае датчика MPX5100A всё незначительно интересней: когда его штуцер принимает атмосферное давление, выходное напряжение составляет около 4,7В, что соответствует 100 % измеряемого спектра (100 кПа abs.)

Чувствительность датчиков серии 5100 — нормированная и составляет 45 мВ/кПа.

Чтоб узреть выходное напряжение, соответственное нулю abs. давления, нужно сделать полный вакуум на штуцере датчика MPX5100. На техническом уровне это тяжело, потому для опции иили калибровки преобразователей мы употребляли точку 10 кПа (abs.) либо минус 90 кПа (изб.) с поправкой на ртутный барометр (да-да, я застал это волшебство).

4. Датчики абсолютного давления, используемые в карах, по конструкции подобны датчику MPX5100A.

Их различает лишь форма и размеры корпуса.

Производители авто электроники, обычно, изредка придерживаются каких-то эталонов.

В случае ДАД не было исключений: питание оставили +5 В (хоть за это спасибо), но изменили чувствительность.

С документацией, соответственно, полный привет.

Дескать, обкладывайтесь вольтметрами, приобретенными по акции на али, и изучайте датчики хоть до посинения.

Короче, в карах Daewoo Lanos употребляются ДАД GM 12569240 (ака Daewoo 16137039 ).

Аналог — ДАД конторы MTE-THOMSON тип 7120.

Документация, естественно, кое-где существует, но не в открытом доступе.

В поисках хоть каких-либо черт я натолкнулся на бразильский (?) веб-сайт, где были указаны чудесные числа:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Согласно данной для нас инфы, чувствительность датчика составляет

(4958-261)/(102-15) = 54 мВ/кПа

Увидели разницу?

У 5100-го датчика 45 мВ/кПа, а здесь 54 мВ/кПа. Редиски, ну и лишь.

5. Лабораторная работа на час либо обкладываемся устройствами…

Проверку подозрительного датчика в Ланосе я отложил на позже.

И сперва двинул в автолабаз, где заполучил для тестов ноунейм ДАД:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Опосля пятиминутного общения торговцы вдумались в сущность задачи и предоставили ДАД на критериях «не царапать и молотком не стучать».

Схема подключения ДАД (фото из сети):

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

5В можно взять от лабораторного БП, повербанка либо зарядного устройства (для телефона).

Фото лабораторного «щита»:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Если нет электрического вакуумметра, можно применять обыденный вакуумметр на спектр 0 — минус 100 кПа (минус 1 кгс/кв.см либо минус 1 атм) типа такового:

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Вакуум (разрежение) задаётся с помощью пластмассового разового шприца на 20 куб.см.

Мне удалось получить две калибровочные точки -30 и -60 кПа.

И так, результаты опыта:

Давление (изб.) Вых. напряжение ДАД

0 кПа ________ 4,82 В

-30 кПа ______ 3,198 В

-60 кПа ______ 1,595 В

Чувствительность 53,75 мВ/кПа, что весьма близко к ожидаемому значению 54 мВ/кПа.

Ошибка 0,5 % при «наколенных измерениях» полностью допустима. ))

6. Проверка подозрительного ДАД.

Для начала нужно демонтировать ДАД:

— обесточить авто (отсоединить аккумулятор)

— отсоединить разъём и трубочку, соединяющую коллектор и ДАД

— открутить пару гаек М6 крепления ДАД

Уникальный ДАД (на фото слева) и ноунейм (справа):

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Оригинал (фото покрупнее):

Daewoo Lanos Датчик абсолютного давления (ДАД) арт. 16137039 (GM 12569240) Обзор Автогаджетов

Опосля установки ДАД на щите, сначала подал питание 5В: на выходе здесь же узрел 3,8 В.

Что-то не то.

Так как всё уже было подключено, чисто из любопытства подал испытательное -60 кПа.

На выходе получил какие -то странноватые 2,4 В.

На этом опыты закончились, а на датчике был поставлен крест.

7. Окончание истории.

Взамен старенького ДАД был установлен новейший. Мотор стал работать стабильней.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) показала около 45 кПа (abs.) в коллекторе.

На этом всё. Всем ровненьких дорог!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + девять =